Сурвиализм. История и современность.
Очень часто пишут, что сурвивализм (есть и другие варианты прочтения, все происходящие от английского слова survival (т.е. выживание) – сервайвализм, сюрвивализм, сервивализм, сюрвайвализм) - субкультура людей, которые готовятся к выживанию в ядерной войне. На самом деле, это не совсем так.
Суть сурвивализма, как общественного движения и методики - выживание человека в любых неблагоприятных условия, будь то ядерная война, дикая природа или экономический кризис. Именно поэтому можно считать, что как явление сурвивализм зародился вместе с человечеством, когда смыслом и содержанием жизни племен первобытных людей было выживание во враждебном и полном опасностей мире.
Таким образом, нужно изначально различать два типа сурвивализма.
Первый это «сурвивализм природный», подразумевающий выживание в отрыве от цивилизации, в условиях дикой природы. Он существовал и развивался на протяжении тысячелетий и представлен в мировой литературе и кинематографе массой художественных произведений, от классического «Жизнь и приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо до новейшего сериала «Остаться в живых». Практикуется эта разновидность сурвивализма туристами, путешественниками, охотниками т.е. людьми в течение длительного времени оказывающиеся вне современной цивилизации.
Второе тип, это «сурвивализм постапокалиптический», то есть подразумевающий выживание человека при полном или частичном крахе цивилизации, который появился (изначально в версии постядерного) во второй половине ХХ века, как реакция определенной части общества на угрозу ядерной войны. В дальнейшем говорить мы будет исключительно о нем.
Первая волна сурвивализма. Начало 50-ых - вторая половина 70-ых.
Постапокалиптический сурвивализм, в классическом смысле этого понятия (иногда его не совсем правильно называют постядерным) зародился в начале 50-ых годов ХХ века в США на волне военной истерии, подогреваемой агрессивными заявлениями политиков и Голливудом, с завидным постоянством, выдававшим сценарии ядерного холокоста один страшнее другого. Не отставали и служба гражданской обороны Соединенных Штатов, создавшая специальные правительственные программы, пропагандировавшие общественные бомбоубежища на случай ядерной войны и даже снявшая учебный мультфильм для детей(!!!) «Дональд Дак и Убежище».
Именно в это время граждане Америки окончательно перестали верить в способность правительства и системы ГО защитить население страны от последствий обмена ядерными ударами между сверхдержавами, осознав, «что спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Так началась первая волна постядерного сурвивализма.
Характеризовалась она ориентацией исключительно на один-единственный сценарий Апокалипсиса – всеобщую ядерную войну - что подразумевало соответствующие методики подготовки. Основной упор делался на строительство противоатомных убежищ как индивидуальных, на одну семью, так и коллективных, включая целые подземные поселки. Предназначались они для защиты от первичных поражающих факторов ядерного взрыва (ударной волны, приникающей радиации, светового излучения и радиоактивных осадков), после чего предполагалась эвакуация в отдаленные и труднодоступные районы, в заранее приготовленные убежища для постоянного проживания. Так же предусматривалось накопление предметов первой необходимости – продуктов питания, медикаментов, средство защиты от оружия массового поражения и стрелкового оружия.
Некоторые концепции сурвивализма предусматривали не просто выживание, а вооруженную борьбу с советской или китайской оккупацией, а для отдельных сообществ
само выживание в ядерной войне имело ярко выраженный религиозный оттенок. (Например, американские сурвивалисты-мормоны, считали грядущий ядерный холокост, воплощением библейского Апокалипсиса, который уничтожит грешников и позволит выжившим праведникам заселить опустошенную землю, создав на ней эдемский сад.)
Зародившись в Соединенных Штатах, движение сурвивалистов очень быстро распространилось вначале на Великобританию, а затем и на всю Западную Европу. (Так же небольшие группы сурвивалистов имелись в Австралии и в Латинской Америке.)
Уже к середине 60-ых годов сурвивализм из неформального движения превратился в огромную индустрию, в рамках которой сотни компаний и тысячи магазинов торговали снаряжением для выживания, оружием, консервированными продуктами и специальной литературой, а сотни строительных фирм предлагали услуги по строительству персональных бомбоубежища «под ключ».
Своего максимума первая волна сурвивализма достигла в конце 60-ых годов, после чего начала сходить на нет, что было связано это с политикой «разрядки» между СССР и США, и общим «потеплением» международной обстановки. Однако уже на исходе первой волны произошло событие, важность которого для дальнейшей судьбы сурвивализма трудно переоценить - в 1974 году американский писатель Говард Рафф создал справочник «Голод и выживание в Америке». Книга была издана в период экономической стагнации и сверхвысокой инфляции, которые последовали за нефтяным кризисом 1973-го года. Основная масса советов, изложенная в ней, не отличалась особой оригинальностью и была типична для такого рода литературы (организация убежищ, тайников с оружием и продовольствием и пр.), однако впервые за всю четвертьвековую историю сурвивализма в ней было наглядно доказано, что грядущий крах цивилизации может быть вовсе не связан с ядерной войной, а стать итогом куда более прозаичных причин, в частности, затяжного экономического кризиса. Именно поэтому Рафф включил в «Голод и выживание» много советов, способствующих выживанию в условиях экономического коллапса, в частности доказывалось необходимость хранения сбережения виде драгоценных металлов или защиты жилища на случай гражданских беспорядков. (Позже Рафф отошел от тематики сурвивализма написав, более умеренные произведения, вроде малоизвестной книги «Как процветать в течение неурожайных лет».)
Идеи Говарда Раффа подхватил Курт Саксон, который в 1975 году начал издавать информационный бюллетень под названием «Оставшийся в живых», в котором он объединил материалы из книг Раффа с творчески переработанными советами из справочников ХIХ-ХХ веков, где содержались различные практические рекомендации и инструкции от пионеров-первопроходцев. Так же К. Саксон был первым, кто начал широко использовать термин «сурвивалист», для обозначения человека готовящегося пережить конец цивилизации. (И как он утверждает, даже был автором данного термина, что, впрочем, сомнительно.) Бюллетень Саксона быстро стал культовым среди американских сурвивалистов, но все же подавляющее большинство советов (видимо тут сказывалась инерция мышления) могли пригодиться лишь тем, кто готовился пережить ядерную войну, а проблемы выживания в условиях экономического коллапса затрагивались лишь эпизодически.
Приблизительно в это же время другой американский автор - издатель книг по выживанию и писатель Дон Стивенс - издал книгу «Биография Выжившего», где популяризовал термин «retreater», под которым понимался человека, который готовится уйти на постоянное место жительства в сельскую местность в связи с возможным экономическим кризисом. «Биография» содержала массу советов практического плана для тех, кто собрался вести натуральное хозяйство при деградации современной модели экономики, однако несколько позже термин «retreater» вышел из употребления, и в настоящее время вместо него часто употребляют термин «дауншифтер».
Подобная литература стала важным этапом развития движения сурвивализма, упорядочив и систематизировав накопленные знания и практический опыт.
Вторая волна сурвивализма. 1980-ый - конец 80-ых.
Вторая волна сурвивализма имеет конкретную дату своего начала – 1980 год, когда на президентских выборах в США победил кандидат от республиканской партии Рональд Рейган, придерживавшийся право-консервативных взглядов и буквально с первых дней провозгласивший «крестовый поход против коммунизма», что по факту означало возобновлением гонки вооружений и новый виток конфронтации между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Для этой волны сурвивализма опять же характерна ориентация на ядерную войну, как единственно возможную причину Армагеддона, правда, с некоторым смещение акцентов в подготовке на борьбу с советской интервенцией. В отличие от первой, вторая волна сошла на нет очень быстро, в конце 80-ых годов, что связано с перестройкой в СССР и проведением в жизнь политики «нового мышления», благодаря чему стало возможно беспрецедентное улучшением отношений между Востоком и Западом.
Третья волна сурвивализма. 2001 год и по сегодняшний день.
После распада Варшавского блока, а позже и самого Советского Союза, угроза третьей мировой войны перестала быть чем-то реальным, что не могло не сказаться на субкультуре сурвивалистов во всем мире. Движение перестало быть массовым, большая часть магазинов торгующих товарами данной тематики и предприятий, эти товары производящих, закрылось из-за нерентабельности. Казалось, сурвивализм, как сообщество людей, готовящихся пережить конец света, умерло навсегда…
Новый всплеск интереса к сурвивализму, наблюдался в 1998-1999 годах, и был связан с опасение «компьютерной ошибки двухтысячного года» (под этим словосочетанием тогда подразумевался возможный глобальный сбой в работе компьютерных систем из-за сложностей с переходом их внутреннего календаря на новую систему летоисчисления). Но этот всплеск интереса был достаточно искусственным (подогреваемым нездоровой спекуляцией на чисто технической проблеме в СМИ и интернете) и очень краткосрочным, перестав быть актуальным на утро 1 января 2000 года.
Триумфальным возращением сурвивализма и началом его третьей волны, стало 11 сентября 2001 года, знаменовавшееся самым чудовищным терактом за всю историю человечества. Поначалу возрождение движения было достаточно хаотичным, многочисленные неофиты сурвивализма бессистемно скупали снаряжение и литературу о выживании (по некоторым данным оборот магазином торгующих товарами суривалистического характера, одномоментное возрос в десять(!!!) и более раз.), лихорадочно пытаясь адаптировать советы по выживанию времен холодной войны к реалиям начала ХХI века. Но техногенная катастрофа в Новом Орлеане (где прорыв дамб в 2005 году стал причиной затопления большей части города, после чего он на несколько дней превратился в настоящее эльдорадо для мародеров и уголовников), многое расставило на свои места. Основными угрозами для сурвивалистов третьей волны, наряду с терроризмом, были признаны стихийные бедствия (торнадо, ураганы, землетрясения, снежные бури), техногенные катастрофы (в т.ч. способные вызвать химическое или радиоактивное заражение местности) и так называемые «социальные катаклизмы», подразумевающие всеобщий крах общественной системы, сопровождающийся перебоями в работе жилищно-коммунальной сферы, отсутствием топлива, продовольствия и воды, вкупе с массовыми беспорядками и бунтами. (Для многих сурвивалистов стала культовой получившая широкое распространение в Интернете статья «Зарождение и последствия экономического кризиса на примере Аргентины» в которой конспективно изложена методика выживания в ситуации экономического коллапса.) В настоящий момент на волне глобального экономического кризиса некоторая часть сурвивалистов воплощает в жизнь советы Дона Стивенса, готовясь в случае краха мировой экономической системы перебраться в сельскую местность для ведения натурального хозяйства.
Таким образом, современный сурвивалист мало похож на своего единомшленника времен холодной войны, который готовился пересидеть ядерный удар в персональном бункере, а потом идти воевать с советскими оккупантами. Специалист по выживанию первого десятилетия ХХI века, опасается не советских атомных бомб и десанта китайских парашютистов, а экономического коллапса и перебоев с подачей электроэнергии. Он все так же умеет обращаться с оружием, ориентироваться на местности и мастерить инструменты, но на форумах обсуждает не проекты противоатомных бомбоубежищ и карты выпадения радиоактивных осадков, а методы защиты собственного дома на случай массовых беспорядков и автономные системы водоснабжения и отопления. Впервые за свою более чем полувековую историю, сурвивализм, из подготовки к выживанию после гипотетического конца света превратился в методику борьбы с вполне конкретными проблемами, поджидающими современного обывателя в случае разрушения современной техногенной цивилизации. (Подобное течение даже получило собственное название - урбан-сурвивализм.)
Существуют и небольшие группы сурвивалистов-милитаристов (в основном в Соединенных Штатах Америки), стоящих на антиглобалистических позициях и выступающих против «Мирового правительства». Для них характерна ярко-выраженная антиправительственная позиция, граничащая с радикализмом и даже анархизмом. Их основная цель - выживание в условиях возможного коллапса мировой политической системы. Основная масса таких организаций придерживается крайне-правых убеждений, что сближает их с разного рода ультраправыми и расистскими группировками.